Консультации логопеда

 

 

  

                  

                            Как научить ребенка читать?

Как отмечают многие родители и педагоги, современные дети все реже берут в руки книги. Обилие гаджетов, переизбыток информации и скучные уроки в школе способны отбить охоту к чтению. Что делать, если ребенок не хочет читать?

Обратимся за советами к психологам и педагогическому опыту.

 

Часто ли в вашей семье ведется разговор в духе: "Пока не прочитаешь 5-10-20 страниц, гулять не пойдешь, не сядешь за компьютер, не будешь смотреть телевизор и т.д.!"? Если да, поздравляем! Ваш ребенок никогда не полюбит чтение!

Почему? А вы спросите себя: вам самим хочется делать что-то "из-под палки", по принуждению? Наверняка, нет. То же и с чтением. Если вы используете метод "кнута и пряника" — дело не пойдет на лад. Каким бы ни был вкусным "пряник", "кнут" в этом случае перечеркнет все. Любовь к книге невозможно привить через насилие и понукание.

Что делать? Выход один: любовь к книге должна начинаться с интереса, увлечения. Только тогда, когда процесс чтения будет ассоциироваться с удовольствием, дело пойдет на лад.

Вот некоторые советы, которые вам помогут:
1. Прежде всего, создайте в вашем доме культуру чтения.
Если ребенок не видит вас, получающего удовольствие от книги, то и сам он вряд ли станет активным читателем. Ведь детей учат не наши слова, а наши поступки.

2.
Семейное чтение вслух.

 

По возможности вовлеките в это занятие других членов семьи. И читайте друг другу. Выберите книгу на тему, которая интересна вашему ребенку. Ребенка можно не просить вам читать, пусть только слушает, если сам захочет. Вы можете просто сказать ему: «Папа нашел очень интересную книгу про... (любимая тема ребенка) и хочет мне почитать. Если хочешь, ты можешь тоже послушать».

 

Пусть один из родителей прочитает интересный отрывок книги. А затем взрослые могут между собой начать обсуждать прочитанное. Спросите ребенка, а что? думает он??

 

Благодаря этому занятию вы и получите удовольствие сами, и улучшите домашнюю атмосферу, и покажете ребенку, что чтение — это процесс, от которого многие получают удовольствие. Кроме того, во время слушания у ребенка развивается творческое воображение, которое поможет ему в дальнейшем. ?
И не жалейте времени на чтение вслух ребенку. Это не только приобщение к чтению. Это моменты близости, которые вы будете вспоминать, когда ребенок вырастет.

 

3. Игра в чтение.

 

Любовь к чтению можно привить через игру. Вариантов масса, было бы желание.

Попросите ребенка устроить импровизированную телестудию или радиостанцию. И в то время, пока вы заняты домашними делами, объявите, что сейчас ваш малыш — ведущий программы "Читаем сами". Чередуя приемы и игры в чтение, можно привить ребенку настоящую любовь к книге.

 

4. Создавайте книги сами! Рисуйте иллюстрации.

 

С такой идеей выступила Сесиль Лупан, автор книги о воспитании малышей. Книгу можно создать на компьютере, вставить красочные фото вашего малыша, сочинить к каждой фотографии забавные истории. Как показывает практика, малыши с увлечением читают о себе. А ведь это и нужно — чтобы ребенок получал от чтения удовольствие.

Особенно пока ребенок маленький — рисуйте вместе с ним иллюстрации к книге, которую вы ему читаете. Большинство детей с удовольствием рисуют, а особенно, если вы поможете. Это привлечет дополнительное внимание и любовь к книге, даст возможность обсудить, что ребенку запомнилось, впечатлило. И будет способствовать развитию воображения.

 

5. Интерактивное чтение. Джейсон Буг автор книги «Рожденный читать: Как подружить ребенка с книгой».

Задавайте как можно больше вопросов. Вопросы — это основа интерактивного чтения, причем задавать их можно даже ребенку, еще не научившемуся говорить. Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до начала, во время и по окончании чтения.
Как начать общение: "
Куда пошел кролик? Какого цвета этот цветок?"

Обсуждайте детали книги. Показывайте иллюстрации, которые вам больше всего нравятся, называйте цвета, животных, людей и чувства персонажей, представленных на каждой странице. Поначалу ребенок не сможет к вам присоединиться, но по мере взросления научится у вас превращать чтение в интерактивный процесс.

Для «нечитающих» и «неговорящих» детей эффективен «пальчиковый» прием, когда он ощупывает, проводит пальчиком по картинке, гладит иллюстрации героев, картинку змейки, например, при этом пытаясь сочетать данные действия со звукоподражаниями: «Ш-Ш-Ш». Как начать общение: "Эта машина красная. Ты видишь еще что-нибудь красное? Этот ручеек очень длинный, проведи по нему пальчиком"

Соотносите предмет, сюжет с реальным опытом. Помогите ребенку провести аналогию между предметами и событиями текста и тем, что сильно занимает его в реальной жизни. Именно так люди обретают понимание мира, в котором живут. Умение соотнести содержание книги или компьютерного приложения с реальностью имеет решающее значение.

Как начать общение: "Ты видела это животное в зоопарке? Ты тоже ужасно расстроилась, когда мы ушли из парка?"

Побуждайте ребенка пересказывать любимые истории.

Нет лучшего способа усилить воздействие прочитанного и развить у малыша навыки рассказчика!

Как начать общение:

"Можешь прочитать это слово, предложение, текст своему медвежонку?"

 

6.Метод Кассиля.

 Выберите интересный, динамичный рассказ, дочитайте до кульминации и отложите книгу. Обычно ребенку не терпится узнать, что было дальше в рассказе. А значит, сработает мотивация: вы его заинтересовали.

 

7. Метод Искры Даунис (детского психолога)

Подбросьте ребенку письмо, написанное от имени его любимого героя. В письме, буквально в нескольких словах герой сообщает, что хочет дружить и приготовил для своего нового друга подарочек. Сюрприз лежит там-то.

Следующее письмо может быть уже более подробным. Теперь герой сообщает вашему малышу, что хотел пригласить его в цирк, но заметил, что вчера он не убрал игрушки. Зато, если завтра малыш будет вести себя хорошо, его ждет поход в кино.

Вариантов писем много — главное, чтобы каждое следующее письмо было на 2-3 строчки длиннее предыдущего.

На уровне подсознания закрепляется связь: чтение — подарок — удовольствие.

 

8. Дефицит и вызов.

 На начальном этапе приучения к чтению очень важно делать это невзначай, без каких либо объяснений, назиданий и просьб к ребенку почитать самому. Лучше, наоборот, создайте ощущение дефицита и труднодоступности заинтересовавшей книги, если ребенок ее попросит, вы можете ответить: «Я сама хочу еще почитать. Ладно, я дам тебе эту книгу, только ненадолго, мне очень хочется самой прочитать». Вы даже можете добавить, что ребенок пока маловат для этой книги, что он не все поймет. Такой вызов побудит многих детей доказать, что они уже умные и взрослые.
9.
Никогда не используйте чтение как наказание или условие для чего-то другого.

Нельзя говорить ребенку: «вот прочтешь текст, тогда разрешу посмотреть телевизор». Это приучит ребенка к мысли, что чтение само по себе — процесс неприятный. Чтение должно упоминаться только в контексте удовольствия и интереса.

 

10. Самый действенный прием — читайте сами!

На ночь, перед сном всегда можно уделить минут 10 для того, чтобы почитать ребенку книжку. Эта традиция воспитывает лучше всех психологических приемов.

 

И, конечно, ваш ребенок вряд ли захочет брать книги в руки, если в семье никто не читает. Увы, но мама, листающая исключительно глянцевые журналы, или папа, проводящий свободное время возле компьютера, вряд ли будут хорошим примером для малыша. А вот если ребенок часто видит родителей с книгой, он тоже начнет читать.

 

Дата последнего обновления страницы 18.05.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения